Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования
1. Область применения. Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях общего образования. Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в целях реализации воспитания.
2. Нормативные ссылки 2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов; ГОСТ Р 50645-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц; ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования; ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования; 2.2 Стандарты разработаны с учетом действующих международных и государственных нормативных правовых актов в области воспитания и образования: Конвенции ООН о правах ребенка; Закона «Об образовании»; Закона «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Федеральной программы образования; Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
3. Определения.
ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».
4. Общие положения.
4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление. 4.3. Под учреждениями общего образования (далее – учреждения) понимаются общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т. п.), учреждения дополнительного образования детей вне зависимости от форм собственности. 4.4. Для обеспечения качественной работы учреждения общего образования по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться необходимое материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, включая: - наличие документации, определяющей нормативно-правовые и финансовые основы деятельности учреждения по предоставлению услуг по гарантированному воспитанию; - условия размещения учреждений; - укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания и их квалификация; - наличие необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т. д.) 4.4.1. В состав документации должны входить: - Устав учреждения, отражающий систему воспитательной деятельности коллектива учреждения. - Инструкции и программы по организации воспитательного процесса в учреждении. - Функциональные обязанности, должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих воспитательный процесс. - Отчетная документация о контроле за реализацией воспитательного процесса и его эффективности. 4.4.2. Условия размещения учреждения: - Учреждение должно размещаться в специально предназначенном здании (зданиях), помещениях, которые должны быть обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью. - По своим размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям противопожарной безопасности. 4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания и их квалификация: - в штатном расписании учреждения должно быть предусмотрено наличие специалистов, организующих воспитательный процесс, включая педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога, классного воспитателя, вожатого. - Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. - Наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, должен принимать те ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами. 4.4.4. Наличие необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения учреждения: - техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т. д.) должно обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг; - техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии. 4.4.5. Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение необходима для их эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном состоянии. 4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включения в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей.
5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию
Под основными видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.
Основными видами гарантированных условий являются: 5.1. Воспитательные ценности. Учреждение гарантирует ориентацию воспитательного процесса на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. 5.2. Содержание воспитания. Учреждением должно быть гарантировано использование воспитательного потенциала образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром; - эстетическое отношение к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; - физической культуры, навыков здорового образа жизни. 5.3. Воспитание в процессе обучения. Образовательное учреждение гарантирует направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, усвоение общечеловеческих ценностей. 5.4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Учреждение гарантирует предоставление детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время, самореализации личности, участий в деятельности различных творческих и профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической ориентации; в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и в каникулярное время. 5.5 Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие в учреждении программы воспитания учащихся, составленной его педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое «воспитательное пространство» ближайшего окружения и разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном уровне. Постановка вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в образовательном учреждении в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся. 5.6. Формирование воспитывающей среды: - учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества и коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. В соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде; - психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания; - открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса. 6. Порядок предоставления услуг.
6.1. Гарантом реализации социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении является его учредитель. 6.2. Работа учреждений координируется соответствующими органами управления образованием. 6.3. При предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев. 6.4. Родителям, обучающимся и воспитанникам должна предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений. 6.5. При реализации воспитательных услуг образовательными учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные средства, другие источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УСЛУГ ПО ГАРАНТИРОВАННОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственный минимальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» следует рассматривать как документ, утверждающий в качестве обязательной социальной функции образовательного учреждения общего образования функцию воспитания, конкретизирующий ее применительно к современным условиям развития российского общества и направленный на ее усиление в целях решения актуальных современных проблем детства, обеспечения духовно-нравственного становления новых поколений граждан Российской Федерации. Воспитание, будучи отнесенным к сфере социальных услуг, в соответствии с существующей сегодня нормативно-юридической классификацией сфер жизнедеятельности общества, в том минимальном объеме, который указан в настоящем стандарте, следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений общего образования компонент педагогического процесса, охватывающий всех учащихся независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. При этом воспитание следует понимать как создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, как двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на совместное решение общих задач развития личности. Субъект - субъектные отношения участников воспитательного процесса, принципы сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания, поиска прогрессивных путей развития современной цивилизации – вот основной смысловой контекст, определяющий современный взгляд на воспитание. Соответственно, основные виды услуг должны рассматриваться как стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, формирование у него готовности к жизненному самоопределению, на что и указано в документе. Обозначенный в настоящем государственном стандарте минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования предполагает их дополнение и конкретизацию руководителями образования субъектов образования Российской Федерации, Советами и педагогическими коллективами образовательных учреждений. Дополнение и конкретизация основных видов услуг по гарантированному воспитанию в органах и учреждениях образования субъектов Российской Федерации должны осуществляться с учетом специфики социокультурной ситуации развития воспитания, этнопедагогических особенностей региона. Вносимые дополнения и уточнения в основные виды услуг по гарантированному воспитанию не должны противоречить общим позитивным тенденциям развития воспитания в системе российского образования, повышению его социального статуса, указанным в документе ценностным ориентациям, нормативным и правовым требованиям к организации образовательного процесса в учреждениях общего образования, закрепленным существующими сегодня законодательными актами. Реализация настоящего государственного минимального стандарта должна способствовать решению существующих в современном российском обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем детства – преодолению детской безнадзорности, бродяжничества, преступности, наркомании, других видов девиантного поведения детей за счет усиления воспитательного потенциала учебного процесса, организации жизнедеятельности школьников во внеучебное время, предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой; за счет объединения усилий общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, семьи и различных социальных институтов в решении задач воспитания подрастающего поколения. Настоящий государственный минимальный стандарт призван также повысить эффективность реализации конституционных прав ребенка в процессе образования, расширить возможности реализации творческого потенциала одаренных детей в процессе образования, повысить мотивацию школьников к обучению, профессиональному самоопределению, активному участию в решении социально-политических и экономических проблем развития своей страны, защите Отечества, подготовку детей к будущей семейной жизни. В целях совершенствования механизмов реализации гарантированных услуг по воспитанию необходимо переосмысление опыта развития воспитания в 90-е годы ХХ века и опыта советского воспитания, который знаком значительной части педагогов не по учебникам, а является частью их собственного педагогического опыта. Необходимо преодоление крайних точек зрения на сущность и механизмы реализации воспитания в образовательных учреждениях. Следует преодолеть характерную для 90-х годов ХХ века тенденцию доминирования образовательной функции учреждений общего образования над их воспитательной функцией, с одной стороны, и, с другой стороны, – нельзя допустить развития новой тенденции, начала которой проявляются сегодня в попытках механического воспроизводства системы воспитательной работы советского образца, что противоречит новым реалиям социокультурного развития общества и по объективным причинам не может привести к повышению эффективности воспитательного процесса. Целесообразно адаптировать к современным условиям эффективные воспитательные технологии, успешно применявшиеся на различных предыдущих этапах развития отечественной педагогической теории и практики, наполняя их новым содержанием, адекватным новым реалиям социокультурного развития российского общества. При этом необходима осмысленность, взвешенность и продуманность каждого педагогического действия, касающегося самых глубоких и тонких составляющих личности – ее духовной сферы, нравственной позиции, чувств, эмоций, мировоззренческих установок, ценностных ориентаций. Следует отдавать отчет в том, что механическое воспроизводство какой бы то ни было эффективной для своего времени системы воспитательной работы объективно невозможно в силу сложившейся сегодня принципиально новой социокультурной ситуации развития воспитания в связи с обострением глобальных проблем человечества, усилением межнациональной и межконфессиональной напряженности, чрезвычайно интенсивного расширения информационного пространства воспитания, значительным повышением динамики социокультурного развития цивилизации в целом и социальной мобильности российского общества в частности. Особенно опасным представляется стремление отдельных педагогов к восстановлению механизмов целенаправленного формирования личности с ориентацией на умозрительную идеальную усредненную «модель личности», являющуюся всегда продуктом культуры старших поколений, в то время как динамика социокультурного развития требует от подрастающих поколений формирования принципиально нового социокультурного опыта и, соответственно, направленности личности на непрерывное саморазвитие, самосовершенствование, умения прогнозировать и моделировать процесс соразвития собственной личности, ближайшего социоприродного окружения и цивилизации в целом, готовности ее к постоянному самостоятельному поиску духовных идеалов и эффективных способов воплощения их в практике. В качестве основного вектора прогрессивного развития воспитания в системе российского образования сегодня целесообразно рассматривать вектор гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободы и ответственности, ценностей коллектива и личности, природы и социума. Демократическая сущность нового воспитания должна заключаться в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике. При этом, предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки и чем выше у ребенка чувство ответственности, тем более широкими должны быть его возможности выбора. Подготовка ребенка к самоопределению может быть успешной только в том случае, если ему есть из чего выбирать, если образовательным учреждением обеспечено пространство для осуществления ребенком самостоятельного выбора форм и видов деятельности, если ему предоставлены образцы успешной самореализации, если лично для каждого ребенка создана ситуация успеха, если каждому школьнику оказана поддержка в проектировании личностного роста, если интересы коллектива и личности не противоречат друг другу, а высоконравственная, гармонично развитая личность является одной из основных ценностей и целей коллективной деятельности наряду с решением актуальных проблем современного социума.
Настоящим документом государство гарантирует ориентацию воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях общего образования на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. Это означает, что одновременно, образовательное учреждение гарантирует пресечение попыток пропаганды в процессе воспитания деструктивного асоциального поведения, антигуманной идеологии, культа потребительства, насилия, жестокости, нацизма и т.д.
Ценностные ориентации воспитательного процесса находят свое непосредственное выражение в целях и задачах воспитания, формулируемых педагогическим коллективом образовательного учреждения и каждым педагогом, в целях и задачах деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения, родительских комитетов, Совета школы, других органов самоуправления, функционирующих в образовательном учреждении; в целях и задачах, сформулированных в программах взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными институтами. В процессе целеполагания коллектив образовательного учреждения должен стремиться к гармонизации общечеловеческих ценностей и национальных, выраженных в традициях народной педагогики. Конкретизация воспитательных целей и задач осуществляется с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Принятые участниками образовательного процесса ценности и цели воспитания должны быть отражены в устанавливаемых ими (Советом образовательного учреждения) внутренних законодательных нормативных актах – в Уставе и более доступных для школьников документах, какими могут быть «Кодекс школьной жизни», «Конституция Школьной республики», «Кодекс чести гимназиста», «Правила школьного этикета», «Законы жизни Дома творчества» или других, учитывающих специфику реализуемой образовательным учреждением модели воспитательного процесса. Нормы и правила взаимодействия участников образовательного процесса, степень их свободы и ответственности, оговоренные во внутренних нормативных актах образовательного учреждения находят также отражение в его традициях, ритуалах, системе стимулирования коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса. Ценностные ориентации, выраженные в целях и задачах воспитания, должны получить дальнейшее развитие в содержании воспитания и механизмах его реализации.
Содержание воспитания целесообразно рассмотреть как совокупность: а) информации, предоставляемой детям в процессе воспитания (в учебное и внеурочное время); б) различных видов, форм и методов деятельности по освоению окружающего социоприродного пространства; в) социальных ролей, проигрываемых ребенком в педагогически моделируемых ситуациях; г) личностных позиций, реализуемых ребенком в коллективной деятельности; д) различных способов, объектов, уровней и содержания коммуникации в социоприродном пространстве.
Содержание воспитания будет отражать, прежде всего, тот социокультурный опыт ребенка, приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. В качестве основных видов социокультурного опыта ребенка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации и может быть гарантировано образовательным учреждением следует рассмотреть: 1) опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора; 2) опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности; 3) опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (познавательной, творческой, игровой); 4) опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора, консультанта и др.); 5) опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально значимой деятельности; 6) опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников; 7) опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми; 8) эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности; 9) опыт общения и ролевого взаимодействия; 10) опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирования и последующего анализа ее результатов и ряд других, более частных видов личного опыта. Основными направлениями воспитательного процесса, в рамках которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта подростков, выступают: 1) формирование этической культуры личности, навыков позитивного общения, развитие коммуникативных способностей; 2) гражданское, патриотическое воспитание, формирование культуры межнационального общения; 3) трудовое и экономическое воспитание, формирование готовности к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации на рынке труда; 4) воспитание экологической культуры; 5) эстетическое воспитание; 6) воспитание организационной культуры; 7) правовое и политическое воспитание; 8) воспитание культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности; 9) воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Результативность осуществления данных направлений воспитательного процесса обусловлена состоянием нравственного воспитания. При этом, нравственное воспитание не рекомендуется выделять в самостоятельное направление воспитательной деятельности в одном ряду с вышеназванными, так как категории «мораль» и «нравственность» занимают особое место в человеческой деятельности: как самостоятельный вид деятельности «нравственная» деятельность не существует – нравственную или безнравственную окраску может иметь любой вид деятельности, которым соответствуют вышеназванные направления воспитательного процесса. Развитие духовно-нравственной сферы личности следует рассматривать в качестве основной цели и результата воспитания, которое достигается посредством реализации всех вышеназванных направлений воспитательного процесса; способами их реализации; принятыми в коллективе образовательного учреждения нормами взаимодействия участников воспитательного процесса; коллективными идеалами, обуславливающими качественные характеристики образовательной среды; сущностью и способами оценки поступков, поведения и деятельности участников воспитательного процесса.
Реализация содержания воспитания происходит как в учебное, так и внеурочное время. С точки зрения реализации ценностных ориентаций одинаковый воспитательный потенциал может иметь и учебный процесс, и внеурочная работа. Гарантия направленности усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала учебного процесса, обозначенная в минимальном государственном стандарте, предполагает осуществление ими целенаправленного отбора учебных пособий, дидактических материалов, содержания предоставляемой детям информации на каждом уроке или занятии по программе дополнительного образования, с точки зрения их воспитывающего воздействия на подростков, соответствия гарантированным образовательным учреждением ценностным ориентациям воспитательного процесса. Одновременно, образовательное учреждение гарантирует собственную экспертизу учебных программ, пособий, учебных планов каждого преподавателя с точки зрения их воспитывающего влияния на школьников и, соответственно, противодействие использованию в учебном процессе учебных и детских изданий, допускающих информацию, противоречащую гарантированным образовательным учреждением ценностным ориентациям. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса необходимо осуществлять по трем основным направлениям: а) отбор содержания учебного материала для образовательных программ и каждого урока с целью усиления его воспитывающего значения; б) развитие творческой познавательной деятельности детей, организация учебного процесса на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетании коллективных интересов и индивидуализации обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого школьника; в) интеграция учебного процесса в рамках общеобразовательных программ, процессов дополнительного образования и воспитания, направленная на реализацию знаний, умений и навыков в социально и личностно значимой деятельности, как средства позитивного взаимодействия с окружающей социоприродной средой.
Наряду с дополнительным образованием во внеурочное время образовательное учреждение гарантирует создание дополнительных пространств самореализации личности за счет развития детского самоуправления в образовательном учреждении, деятельности детских общественных организаций гуманистической направленности, реализации досуговых программ, проведения социально направленных акций, различного рода массовых мероприятий, конкурсов, экскурсий, оздоровительных лагерей в каникулярное время. В целях развития детского самоуправления рекомендуется использование технологии длительной сюжетно-ролевой игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающей возрастным особенностям подростков, позволяющей организовывать ролевое взаимодействие школьников, насытить школьную жизнь необходимой долей романтики, реализовать принцип событийности детской жизни, «завтрашней радости», «мажорного тона», создать привлекательную для детей систему стимулирования личностного и коллективного роста за счет применения системы должностей и почетных званий, сопровождающихся красочной символикой, запоминающимися торжественными ритуалами и отражающимися также в механизмах самоуправленческой деятельности, правах и обязанностях членов выборных органов актива образовательного учреждения. Наиболее оправдавшими себя в педагогической практике являются длительные игры в «Школу-город», имеющую свою мэрию и целую сеть необходимых городских учреждений, органов «городского самоуправления» (комитет по экологии, департамент образования, агентство печати, биржу труда, производственные фирмы и мн. др.), Детскую республику со своим парламентом и другими соответствующими структурами. Для детей младшего школьного возраста удачна реализация содержания воспитания в форме Длительных игр, основанных на сюжетах известных сказок, игр-путешествий по сказочным тропинкам, материкам и океанам. Для школьников старшего возраста наряду с основным сюжетом длительной игры целесообразна разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов. Рекомендуется создание разновозрастных профильных детских объединений, содержание деятельности которых будет соответствовать основным направлениям воспитательного процесса: Досуговый центр, клуб общения или Школа этикета; Центр мировой культуры или Клуб межнационального общения, или Клуб интернациональной дружбы; Совет музея боевой славы, другие виды патриотических объединений; Штаб Милосердия, действующий в союзе с учреждениями социальной защиты населения; Школьная биржа труда, обеспечивающая включение детей в различные виды деятельности во внеурочное время, или Школа экономики, реализующая длительную экономическую игру, или ряд школьных фирм со своими игровыми или реальными производствами; Детский экологический центр или Совет экологического музея, или Школьное лесничество, или Планета Маленьких принцев; Школьный художественный совет или Дизайн-центр, или театральный клуб, или Школьное министерство культуры; Клуб политических дискуссий; Совет ведущих политических ток-шоу; Школьная юридическая консультация; Школьное Министерство науки и образования, Школьная академия наук или Ученый совет, или Клубы знатоков по различным образовательным областям; Спортивный комитет или клуб «Олимп» и многие другие. Реализация ценностных ориентаций, гарантированных настоящим минимальным государственным стандартом, осуществляется, прежде всего, на уровне первичного детского объединения, каким в общеобразовательном учреждении является школьный класс, а в учреждении дополнительного образования – детское творческое объединение по интересам. В связи с этим первоочередной заботой педагогического коллектива должно являться формирование воспитывающей среды на уровне детского первичного объединения, воспитывающего коллектива как условия развития личности каждого школьника. Гарантированные образовательным учреждением ценностные ориентации должны находить свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения. В целях достижения учебно